Цикл контакта в работе бизнес тренера

Набор упражнений, который в своей профессиональной деятельность собирает любой бизнес-тренер, к сожалению, не гарантирует эффективность их использование. Так как каждая интервенция тренера должна происходить во время, быть максимально полезной и помогать меняться участникам группы. И здесь без методологической основы никак не обойтись. А раз так, давайте разберем использование тренинговых упражнений с точки зрения гештальт-подхода, а именно – цикла контакта.

Цикл-контак описывает процесс изменения моделей поведения человека. Цикл контакт состоит из ряда этапов: ощущение – осознанность – энергия – контакт - ассимиляция И тренер, осознанно работает с каждым из этих этапов, понимая, что перескакивание этапа, ни к чему хорошему не приведет.

Ощущение – бизнес тренер на старте своего тренинга  начинает работать с ощущениями группы, ищет их, заставляет проговаривать. Это нужно для формулирования четкого запроса от каждого участника, запроса  на который будет заточен фокус внимания тренера. Нам нужно заставить участников сфокусироваться на проблеме, а для этого нужно их актуализировать, а для этого мы обращаемся к ощущениям, фокусируем энергию. Проблема в том, что очень часто актуальная проблема не может пробиться через навязанную средой задачей. Человек не может вычленить, что важно для него, а что важно для других. Упражнением на осознование потребности обычно начинают тренинг.

2. Фокусировка или осознанность. Формулирование проблемы – 50% ее решения, что главное, с чем нужно работать, что важно разобрать в первую очерпедь. Осознание своих ощущений выводит участника на ключевую проблему, мешающую развиваться или достигать желаемого. Но кроме проблемы участника, нам было бы хорошо сформулировать и общую проблему группы. Я хочу и нам надо – разные фокусы внимания, но без понимания обоих – эффективности не достигнуть.

3. Энергия – изменения происходят через действия, но для действий нужно повысить уровень возбуждения в системе, вывести ее из равновесия. Как поднять энергию в группе? В первую очередь мы здесь обращаемся к соревновательным упражнениям и… А вот подробности на тренинге для тренеров.

4. Действие – эксперимент – моделирование ситуации из будущего. ПРАКТИКА, как величают этот этап участники, ради чего они чаще всего и приходят на тренинг. Организовать практику на тренинге – очень легко, нужно просто взять ситуацию участников, упростить ее, что бы она была воспроизводима в учебном формате, раздать роли и…запустить игровой процесс. Игра – это один из базовых инстинктов человека, люди любят играть, люди хотят играть и что такое тренинг, как не игра. Но на важно, что бы от этой игра оставался на эмоциональный шлейф ощущений, а реальные изменения, а этого можно добиться только в том случае, если группа сможет выйти не следующий уровень цикла контакта – сам контакт.

5. Контакт – есть озарение у группы или нет? Система увидела зону своего ближайшего развития или нет, она будет меняться, когда выйдет из контакта с тренером или нет? Фаза контакта очень субъективная, обычно она формулируется участниками, как вот тут-то и было самое полезное для меня, для нас. Ради этой фазы мы, в общем-то, и проводим тренинг. Вот здесь уже важна индивидуальная обратная связь от тренера, упражнения не помогут, необходимы точечные интервенции.

6. Ассимиляция – обобщение. Присвоение опыта. Закрепить, оставить след в памяти, сделать так, что бы важные наблюдения не затерялись за повседневной рутиной, именно на этом этапе мы делаем различные «закрывающие» упражнения, как групповые, так и индивидуальные.

Под каждый из этапов тренер может подготовить то или иное упражнение или эксперимент. Чем одно отличается от другого мы обсудим чуть позже, а пока – готовим сценарий тренинга, отталкиваясь от цикла контакта.

Если вам стало интересно разбираться в механике тренинга, приходите на тренинг для тренеров, описание можно увидеть перейдя по ссылке.