ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ТРЕНИНГЕ?

Основное отличие активных форматов обучения от традиционных заключается в уровне активности участников. Мы будем рассматривать как собственную активность участников обучения, так и их активное взаимодействие с ведущим группы и другими участниками для получения и предоставления необходимой информации (например, обратной связи по итогам выполнения задания). Тренинговые формы обучения позволяют учащимся за ограниченное время усвоить необходимый объем информации и закрепить его на практике.

В отличие от лекционного обучения, которое направлено на передачу информации, активные методы направлены на выработку умений и навыков. Второе отличие этих двух основных форм обучения находится в плоскости взаимодействия в учебном процессе: участники активно общаются не только с ведущим обучения, но и между собой.

Выделим основные признаки тренинга, как формы обучения:

  • Основное время в тренинге отведено практической отработке полученных знаний.
  • В ходе занятия участники могут доказывать или обосновывать свои выводы, тем самым закрепляя необходимые знания, то есть информация вырабатывается самими участниками, а не навязывается ведущим как догма.

  • Теоретический материал подается «дозировано», малым объемом, что ускорят обработку и понимание теории.

  • В ходе тренинга, благодаря специально организованной работе, поддерживается вовлеченность участников в процесс. Это достигается частой сменой активности участников группы, вставками в процесс тренинга видеороликов, двигательных упражнений, психогимнастик.

  • Так как тренинг подразумевает работу с группой участников, то важным моментом в процессе обучения становится пласт социальных отношений участников, которому ведущий уделяет особое внимание в течение всего занятия.

  • Тренинг сопровождает атмосфера открытости, психологической безопасности для участников (за это отвечает ведущий), что позволяет участникам активно экспериментировать.

Способность взрослого человека к такому поведению определяется рядом характеристик:

1) осознание себя самостоятельной, самоуправляемой, ответственной личностью;

2) наличие жизненного опыта (социального, профессионального, бытового);

3) потребность человека в обосновании (смысле) обучения;

4) наличие мотивации (готовности) к обучению;

5) потребность в  применении в реальной жизни новых моделей поведения;

Рассмотрим эти особенности более подробно.

Осознание себя самостоятельной, самоуправляемой, ответственной личностью - пожалуй, одна из важнейших особенностей, без которой применение тренинговой модели обучения невозможно. Ведь способность принимать решения и нести за них осознанную ответственность – это основная отличительная черта взрослого человека.

Эта характеристика диктует нам необходимость предоставлять в процессе обучения достаточное количество альтернатив и возможностей принимать собственные решения. Таким образом, мы будем побуждать обучающегося к самостоятельности, а уж свой выбор и свои выводы он запомнит наверняка.

Наличие жизненного опыта (социального, профессионального, бытового) является одним из основных признаков взрослого человека. В процессе профессионального обучения особое внимание уделяется двум моментам: наличию практических навыков и умений и уровню компетенции в той или иной области деятельности. Из этого следует, что при обучении взрослого по определенной тематике необходимо учитывать не только его социальный и бытовой опыт, но и те знания и умения, которыми он владеет. И чем больше опыт обучающегося, тем сильнее его неосознанное сопротивление новому - ведь взрослому человеку приходится отказываться от привычных моделей поведения, подвергать сомнению свой профессиональный и жизненный опыт.

Потребность в обосновании (смысле) обучения – эта характеристика взрослого человека указывает на высокую значимость обоснования необходимости обучения. Перед выбором той или иной программы взрослый обязательно должен ответить на вопрос: «Зачем, для чего мне это нужно?».

Например, менеджер по продажам идет на открытый тренинг продаж, чтобы получить дополнительные знания и навыки. Он надеется, что это позволит ему быть более успешным в своей деятельности, а следовательно, увеличить свой доход или продвинуться по службе. Исходя из этого, он и выбирает для себя то или иное обучение.

Наличие мотивации (готовности) к обучению – данная характеристика обусловлена стремлением человека решить возникшие жизненные проблемы и достичь конкретных целей при помощи обучения. Стимулом к обучению могут стать сложности во взаимоотношениях с людьми, отсутствие профессиональных навыков и знаний, изменения, проводимые в организации.

Из опыта:

Отсутствие мотивации может вести к определенным трудностям в организации корпоративного обучения. Ведь зачастую инициаторами проведения тренингов выступают руководители компаний, тогда как участники не чувствуют в них необходимости. Тренер нередко сталкивается с высказываниями вроде этого: «Ну, это генеральный уверен в том, что мы ничего не знаем, его и в офисе-то не бывает, а мы и сами кого хочешь научим!». Именно поэтому для участников тренинга необходимо с самого начала актуализировать потребность в обучении.

Потребность в  применении в реальной жизни новых моделей поведения;

 В процессе обучения взрослый человек ориентирован не на абстрактные умения и знания, а на реальные задачи в реальном контексте. Каждый участник ожидает, что его снабдят конкретными инструментами, чтобы достичь определенного результата на рабочем месте. Эти ожидания можно выявить, проведя перед обучением небольшой опрос.

Из опыта:

Давайте ознакомимся с целями, которые поставили перед собой люди, пришедшие на тренинг «Навыки построения эффективного взаимодействия между подразделениями компании»:

  • Получить новые знания и навыки взаимодействия между подразделениями;
  • Повысить КПД отдела;
  • Познакомиться, узнать друг друга;
  • Получить новую информацию о способах построения взаимодействия;
  • Получить навыки работы в команде;
  • Совершенствовать знания и навыки в личных взаимоотношениях;
  • Использовать новые навыки в сложных, нестандартных ситуациях.

В том случае, если цели, поставленные на обучение участниками, совпадут с целями, поставленными заказчиком перед тренером, обучение, скорее всего, пройдет эффективно, группа будет удовлетворена процессом и содержанием обучения и мотивирована на дальнейшее развитие.

Совпадение целей является обязательным, но не единственным фактором успешности обучения. Для достижения максимального результата необходимо соблюдать все этапы и правила проведения тренинга, о которых мы подробно поговорим на тренинге для тренеров. Если вам стало интересно, как создавать уникальные продаваемые тренинговые продукты – приходите к нам!