Феномен «языка» в организационном консультировании. Гештальт-подход.

Мы можем придумать новое знание, и оно может быть ценным. Но, Новое возникает во внимание к уже существующему и наблюдаемому. И такое знание становится парадоксальным и оно называется осознованием. Вот такая маленькая гештальт-притча.

В этой статье мы попробуем разобрать тему языка при работе консультанта с организацией. Одна из задач консультанта обращать внимание на то, что есть в наблюдаемом поле. В организации существует много языков, и люди в организации часто не обращают на это внимание. (Под языком мы будем понимать систему координат, определяющую для человека, что такое хорошо и что такое плохо, где слова  маркеры этой системы).  Так как люди слиты со средой своего обитания, они являются частью этой среды. Консультант, обращая внимание на язык организации, обращает внимание на процессы, происходящие там, чем повышает осознанность и стимулируя изменения. Язык организации – часть ее корпоративной культуры. Приведу пример.
Как мы поучили запрос на проведении обучения в организации, где мы столкнулись с весьма непростой задачи. Собственник, он же генеральный директор был недоволен своим ближайшим окружением, считая, что его замы плохо понимают и реализуют его бизнес-идеи. У него было острое «понимание» их профессиональной неполноценности, которую, как он предполагал, можно убрать путем обучения. Поэтому замов учили. Замов обучили всему чему только можно и чему нельзя, и они уже давно должны были парить над землей от объема распирающих их знаний.  Закрадывалось сомнение в их неполноценности, очевидно, что дело было не в них, а в боссе.
Приехав в данную организацию, я со своим партнером должны были провести переговоры об объемах возможного обучения. Мы собрались в переговорной вместе с заместителями, все в деловых костюмах и на ежедневниках. В ожидании главного человека неторопливо тек светский разговор ни о чем. Единственное, что смущало – это сильный сигаретный запах, державшийся в воздухе, который сообщал, что  в переговорной курят часто и все.  Все мило, чинно. И вот,  в какой-то момент,  входит собственник в одежде а-ля Стив Джобс и все сразу поменялось. Только что перед нами была команда профессионалов, разговаривающих на деловом языке, но при появлении собственника, язык общения кардинально поменялся, трудно было услышать от группы женщин в дорогих костюмах столь образную матерную речь. Тема, которую поднял собственник в начале встрече, посвящалось тому, как жить в России, и соответственно через 5 минут было сформулирована общая идея, что Россия – это полный … А вести бизнес в этой стране могут только… Мы перешли к теме встречи, но основное чувство которое осталось висеть в воздухе, как сигаретный дым – это чувство отвращения к стране, бизнесу и людям в нем. Мы вели переговоры, но мы не смогли договориться. Одна из причин,  мы не смогли перейти на язык компании, а точнее на язык собственника. Его замы знали два языка для общения в этой компании, мы тоже знали второй язык, но мы не смогли на него перейти.

Язык всегда что-то выражает, задача консультанта обращать внимание, на то, как звучит этот язык и о чем он. Каждый из нас был на совещаниях, где совершенно непонятно о чем идет речь и не принято прояснить эту непонятность. В этом случае язык  такого общения служит способом демонстрации процесса активности, но не результата. Такое чаще всего встречается в крупных организациях, когда у людей нет ощущения, что они могут повлиять на ситуацию, бизнес-механизм запущен и существует уже в независимости от его создателей. И тогда люди удивительным образом перестают слышать друг друга, и язык становится фоном, художественным украшением, а не способом решения проблем. «Он меня не понял», - заявляют участники корпоративного конфликта, - «он говорит о своем». На самом деле, человек все понял, но разговор про «другое» - это одна из форм сопротивления и нежелания что-то менять или делать. И вот на это нужно обращать внимание. Сопротивление изменениям часто прячется за избытком профессиональных терминов, сложносочиненных предложений и профессионального лексикона. Простой пример. В любой организации есть человек, который очень красиво умеет говорить о необходимости развития и эффективности компании, все знают, что данный человек ничего не делает, но рука руководства никогда не поднимется на его увольнение, потому что он фон создает правильный, когда создается ощущение, что что-то происходит.

Часто язык служит системой распознавания «свой – чужой». Например, у чиновников есть свой производственный язык, не зная его невозможно договориться с ними. Если вы не употребляете слова «субсидия», «тарификация», «ресурс обеспечение», «экономические показатели», «нормирование затрат» вы не будете поняты. Никогда! Даже если вас будут хотеть понять. Это удивительное наблюдение. Вы можете не знать этот язык, но если вы покажите готовность и желание его узнавать, то это будет первым шагом к пониманию и сотрудничеству. Чувствительность к распознаванию языков людей – это обязательная компетенция оргконсультанта. Что делать с наблюдениями про языки организации? Это просто приносить и показывать свои наблюдения, без попытки что-то поменять. Важно уважительно возвращать людям наблюдения в надежде, что это позволит им измениться. И это консультант делает на своем языке, языке консультанта и он особенный.

Эдвис Нэвис писал, что задача оргконсультанта – маргинальна. Консультант не может жить с организацией и погружаться в нее. Если консультант станет включенным, он перестает быть консультантом, он становится частью системы, теряя возможность наблюдать за процессами и сообщать об этих наблюдениях заказчику. Важно понимать границы своей роли.
В организации у консультанта есть важная задача, высветить то, что не видно, показать то, что не замечается. Чаще всего это не замечаемое лежит на поверхности. Но есть сопротивление системы, которая стремиться к нарастанию хаоса. Сообщение системе напрямую о ее недостатках гарантированно приведет к агрессии в адрес сообщающего. И в этом случае метафора позволяет обойти это сопротивления, это кратчайший путь к пониманию, а это уже язык консультанта. Как работают метафоры, как их правильно использовать мы разберем в следующей статье.