«Как выигрывать переговоры быстро или несколько слов о креативности»

Любая задача любой сложности имеет решение, в основе которого лежит главное правило – «НАРУШАЙ ПРАВИЛА». Мы часто не можем решить задачу, так как привыкли действовать шаблонно,  опираясь на свой опыт или опыт, подсмотренный у других, тем самым  мы все глубже вгрызаемся в «колею», которая не дает нам шансов действовать непредсказуемо и эффективно. Хорошо путешествовать по Европе, где проложены тысячи дорог, и все, что от тебя требуется – это включить круиз-контроль и наслаждаться пейзажами за окном. Совсем другое дело, когда ты решил срезать путь по бездорожью. Если мы попадаем   в сложные переговоры – это значит, что мы попали в «Терра инкогнито», где выживает быстрейший, тот, кто первым сможет принять правильное решение, на которое наш противник не успеет отреагировать. И  главное препятствие к решению проблемы – это мы сами, наши привычки, устои, иллюзии, традиции, наработанные годами техники, приемы. Все то, что можно назвать одним словосочетанием – шаблоны поведения. Можно и главное, нужно ли их ломать. С одной стороны они помогают нам, экономя силы, с другой стороны, они превращают нашу жизнь в ад. Из-за стереотипности событий рушатся браки, люди уходят с работ и заканчивают жизнь самоубийством  и…проигрывают важные переговоры.

Вы никогда не сможете выиграть, просто стараясь играть лучше, точнее сможете, но, сколько на это уйдет времени? А вы готовы ждать, живя по принцип «копейка рубль бережет» и, откладывая по крупицам на счастливую старость? Если это вам не интересно, способ только один – выходите за границы общепринятого, нарушайте правила. Гений Эйнштейна проявлялся только в первые 20 лет его научной деятельности, пока он был новичок в научной среде, пока он был изолирован от научной среды, пока он был бунтарем от науки.  Получив признание  своей гениальности, и узнав имеющиеся горизонты познания, он разучился творить и видеть вселенную не так, как все.
Парадокс, знаний у Эйнштейна становилось с каждым годом все больше, а способности творить – все меньше.

Вы только познаете переговорную науку, вы еще новичок в ней и это здорово, потому что вы можете легко нарушать все те правила, которые вы узнаете. И первое, чему вам нужно научиться – это серьезно разрабатывать варианты поведения в переговорах, которые противоречат здравому смыслу и вашему прошлому опыту, ну и опыту других людей. Но, как это сделать, - воскликнет пытливый читатель!?

Я предложу вам очень простую схему, в ней мы выделим четыре этапа.

Первый этап – это постановка задачи. Даже будучи гением, невозможно решить задачу, сформулированную с большим количеством ограничений, например  перед переговорами, вы ставите перед собой цель встречи – «Нужно, что бы моим партнерам по переговорам понравилось наше коммерческое предложение, они захотели с нами сотрудничать и заключили с нами контракт на миллион долларов».

Посчитайте количество заявленных ограничений. Более конструктивной была бы постановка задачи в таком варианте – «Они должны захотеть стать нашими партнерами». Кто-то тут же вспомнит про постановку цели по СМАРТу, что, мол, первый вариант более правильный, так он более детализирован.  С точки зрения руководителя, отправляющего человека на переговоры и желающего контролировать процесс – да, с точки зрения креативного поведения – нет.

Жесткие рамки задания не дадут вам создавать ощущения у партнеров, ощущения, которые заставят принять нужные вам решения.  Попробуйте написать гениальную картину, которая бы соответствовала таким критериям:

1. Картина должна поражать своей масштабностью.

2. Картина должна нравиться, как людям старшего возраста, так и молодежи.

3. В картине должны быть отражены социальные проблемы современного общества.

4. Картина должна подорожать в течение 10 лет в пять раз, и быть признана западными критиками -  шедевром.


Неправильно сформулированная проблема имеет только одно решение, правильно сформулированная задача – вариабельна и рассматривает компромиссы. Формулировка цели должна содержать конечный желаемый результат, а не средства его достижения.

Второй этап – формулирование стандартных шаблонов поведения по данной ситуации. Ну, например, как принято вести жесткие переговоры в деловой среде: нужно прийти в деловом костюме, вежливо разговаривать, на старте разговора обменяться визитками и т.д. ВРАГА НУЖНО ЗНАТЬ В ЛИЦО! Для нас принципиально важно включить осознанность, увидеть привычные рейсы, ведущие нас на запасной путь. Только поняв, как мы привыкли проигрывать, мы можем разработать гениальную  переговорную стратегию.

Третий этап –  придумай  новую модель поведения.

Ломай привычные шаблоны к едрени фени! Тренинги по переговорам учат деловому этикету, обмениваться визитками? К черту визитку, предложи обменяться ручками. Ведь нам важно не соблюдение шаблона, а что бы нас запомнили. Пусть ваша ручка будет на 30 евро дороже, чем у ваше оппонента, как он отреагирует на заведомо выигрышный с точки зрения денег обмен?  Экспериментируй, не оглядываясь на последствия, рискуй!

Четвертый этап – реализации идей, придумать мало, нужно попробовать в реальности вырваться из привычного шаблона, и здесь важно преодолеть страх неизведанного, что будет, когда я сделаю так, как никто до меня не делал. Упрощайте, дробите глобальную задачу на серию простых, их решить легче.

Ну и конечно, постоянная борьба со своей самооценкой и зависимостью от чужого мнения. Для победы нужны нетривиальные решения, а они, в большинстве, выглядят глупо в нашей системе координат, что, опять же по нашему мнению, приведет к осуждению со стороны окружающих. Но об этом в следующей статье.

Если ты хочешь научиться управлять переговорами, ломать чужие правила, приходи на тренинг "Нестандартная логика ведения переговоров"! Группа сформирована и ждет только тебя!