Эксперимент в тренинге

Основу подготовки к тренингу составляет написание его сценария, что и как будет происходить, какие темы будут разобраны, какие упражнения будут использованы. Но создавая детальный сценарий, тренер зачастую загоняет творческий процесс обучения в жесткие рамки, которые снижают эффективность этого процесса. В первую очередь это происходит, когда в тренинге не остается место эксперименту. Давайте попробуем разобраться, что такое эксперимент в тренинге и чем он отличается от заранее подготовленного упражнения?

Эксперимент – это всегда новое и действие. Главное отличие заключается в том, что упражнение заранее спланировано, а эксперимент есть сиюминутная реакция на возникший у группы или участника интерес к теме тренинга. Например, а что будет, если мы не будем улыбаться клиенту, а будем на него смотреть хмуро?

Это может возникнуть спонтанно, в виде вопросу к тренеру, тренер может уйти в позицию гуру и дать абсолютно правильный ответ, исходя из своего опыта, но будет ли он полезен группе. Скорее нет, чем да. Личный опыт другого плохо воспринимается. И вот тут, опытный тренер не отвечает на вопрос, а предлагает организовать эксперимент моделирующий ситуацию. Эксперимент спонтанен и для участника, так и для самого тренера. В случае заготовленный упражнений, тренер скорее выступает в качестве аниматора.

В упражнение цель ясна и понятна и должна укладываться в запрос заказчика. Тренер знает, что он хочет получить на выходе, как это соответствует базовой концепции тренинга и т.д. В ситуации эксперимента, тренер не знает, чем он закончится. Страшновато, но интересно, и именно неопределенность повышает энергию в группе и позволяет ее сфокусировать на теме тренинга.

Эксперимент всегда специфичен, его нельзя повторить на другой группе, а даже если это мы и попытаем сделать, то контакта аудитории с темой не произойдет, мы пытаемся впихнуть новую невесту в платье другой и вряд ли нашей барышне это понравится. Не стоит удачные эксперименты записывать и переносить в следующий тренинг, хотя очень хочется. Но реплика всегда будет хуже оригинала. С упражнением чуть проще, оно унифицированный продукт, который подходит многим людям.

Хороший эксперимент удается только при наличии профессионального мастерства. Что это значит? Контакт и совместимость тренера с группой. Нельзя проводить эксперименты на старте тренинга, пока группа еще не доверяет тренеру, гарантированно получим сопротивление. Эксперимент в тренинге возможен только при готовности участников доверять друг другу и тренеру. Эксперимент (да, впрочем, и упражнения) зависит от ясности инструкции, умение объяснить людям, что мы будем сейчас делать – это искусство, которым владеют не все тренера. Нужно быстро, четко изложить свои мысли по идее, которая возникла только что.

Грамотный эксперимент в тренинговой группе обязан учитывать зоны ближайшего развития участников и не выходить за них. Сильная фрустрация вызывает сильные эмоции, но поменяют ли они неэффективные модели поведения. Например, метод расстановок по Хеллингеру в организации находятся зачастую за пределами ближайшего развития, как минимум они не воспроизводят ежедневную типовую проблемную ситуацию участников. Сделай мы хоть сто расстановок, вряд ли это повысит вероятность принятия правильного решения в сложной рабочей ситуации. Изменения поведения происходят в зоне среднего эмоционального возбуждения, гипер эмоции только мешают развиваться.

Ну и конечно важна завершенность эксперимента. Участникам тренинга нужно оставлять время и пространство для присвоения опыта. Дать возможность проговорить – как мне это было, и чему научился, обменяться впечатлениями и послушать, что произошло с другими.

Главный принцип проведения эксперимента на тренинге – это движение за клиентом, не мы загоняем его в свой сценарий, а наши действия отталкиваются от изменяющегося запроса, потребности, события происходящего в группе. Приходите на наш тренинг для тренеров!