Информированность, как важное качество корпоративной культуры.

Информированность помогает предотвратить проблемы в работе организации, когда в организации не случается происшествий.  В работе всегда могут произойти сбои. Ведь безопасность зачастую определяют как отсутствие отрицательных событий. Часто этот результат невидим в том смысле, что конечные итоги не отклоняются от ожидаемых, поэтому и не требуют внимания.

Если люди не замечают угрозы, они полагают, что ничего плохого не случится, если и дальше действовать, как раньше. Это заблуждение: невозможно без усилий поддерживать  с неизменно положительным результатом.

 аварийных сигналов и т. д., короче говоря, обо всем, что с долей вероятности может привести к нежелательному результату (Hopkins, 2006, р. 4).

Кроме того, очень важно проявлять осторожность при приведении собранных данных к более простому виду перед их обработкой и принятием решений, упрощение означает отбрасывание части информации за ненужностью или бесполезностью. Однако подобные действия опасны, поскольку может оказаться, что отброшенная за ненужностью информация — именно та, которая необходима для предотвращения аварии” (Hopkins, 2002, р. 9).

Поэтому, даже если отрицательных событий нет либо они редки, нужно поддерживать осведомленность и постоянную бдительность. Организации следует разработать систему сбора, анализа информации и обмена ею. Понадобятся сведения о человеческих, технических, организационных и экологических факторах, определяющих безопасность системы в целом. И речь идет не просто о сообщениях о травматизме или о происшествиях без последствий. Вопрос гораздо сложнее.

Организации с устойчивой культурой  неохотно избавляются от информации и внимательны к слабым сигналам, оповещающим о сбоях.

Руководители таких организаций стараются обращать внимание не только на общую стратегию, но и на детали предстоящих задач. В коллективе поощряется наблюдение и сообщение о слабых сигналах, которые потенциально могут развиться в негативное событие.

“Изучение происшествий, как серьезных, так и незначительных, показывает, что зачастую перед происшествием имелась информация, которая в случае своевременного доведения до сведения и соответствующего анализа могла бы предотвратить происшествие. Одним словом, перед происшествием всегда есть предупреждающие слабые сигналы. Организации, которые наиболее ответственно подходят к профилактике происшествий, признают это и тратят много сил и энергии на сбор подобной информации.

Кроме этого, в культурной модели, принятой в таких организациях, поощряется сообщение сотрудниками об условиях с угрозой для охраны труда, факторах риска, неэффективных регламентах, нарушениях технологических параметров.

 •В организациях с устойчивой корпоративной культурой  больше сотрудников изучают сложные задачи перед их выполнением и перепроверяют заявления о профессиональном качестве и успешном выполнении задач.

•Организации, озабоченные экономией, считают сотрудников, собирающих информацию, лишними и работают по принципу «избыточность — враг эффективности».

•Организации, внимательно относящиеся к информации, считают работу подобных сотрудников важной и необходимой для предотвращения.

Организации, работающие в отраслях с высоким риском, все чаще используют систему сообщения о происшествиях и их расследования, чтобы получить необходимые сведения.

При упреждающем подходе к управлению  сведения о том, что происходит в компании, считаются ценными. Непрерывный поток наблюдений, отчетов о происшествиях с последствиями или без них может стать незаменимым источником информации. Он позволит определить границы безопасной работы и реализовать корректирующие мероприятия в случае критических недостатков. Однако для эффективной работы система сообщения о происшествиях должна быть легкодоступной и простой в применении.

Если система сообщения о происшествиях сложная, а доверия между уровнями организации нет, то события могут освещаться недостаточно. Как избавиться от этого? В компании нужно создать доверительную обстановку. В этом поможет конфиденциальная система сообщения о происшествиях.

Кроме того, подчеркнуть значение системы сообщения помогут оптимизационные мероприятия, распространение практического опыта внутри организации и прямая обратная связь с тем, кто предоставил сообщение. Для эффективного расследования необходимы надежные и доступные ресурсы.

Расследовать все происшествия, о которых сообщают, не всегда целесообразно, и нужно расставлять приоритеты.

При этом помогут следующие параметры.

  • Риск - оценить, как часто возникают такие случаи и как тяжелы их последствия.
  • Исправление - выявить, как эффективно исправить положение.
  • Тематика - узнать, повторяются ли одни и те же виды происшествий или ситуаций в отчетах.

Для улучшения работы внедренных систем нужно постоянно привлекать рядовых сотрудников к получению информации и мероприятиям. При этом в компании стоит создать и поддерживать атмосферу взаимного доверия.

Чтобы системы донесений и разработки корректирующих мероприятий приносили максимальную пользу, следует учитывать два аспекта. Они, кроме прочего, сами по себе говорят о развитой корпоративной культуре.

Максимальная независимость расследования, даже если прямое руководство посчитает это потерей контроля.

Активное привлечение прямого руководства к претворению рекомендаций в конкретные действия. Так повысится его вовлеченность в работу.