Мотивация выбора профессии. Почему становятся полицейскими на примере США.

Важную проблему для психологов составляет вопрос о мо­тивации лиц, избирающих карьеру полицейского. Значение этого вопроса трудно переоценить, так как от мотивации зави­сит отношение человека к делу, к своим обязанностям, к дру­гим людям. Ряд исследований показал, что большинство поли­цейских являются выходцами из рабочих, что многие из них до поступления в полицию испробовали ряд других профессий и что в качестве главного мотива выбора профессии полицейско­го выступает стремление иметь постоянную, стабильную служ­бу, которая позволяет избежать риска безработицы. Таким об­разом, в качестве основного фактора, толкающего людей на службу в полицию, несмотря на низкий уровень ее престижно­сти, выступают социально-экономические условия капитали­стического общества.

Этот момент, а кроме того, в известном смысле идеологи­ческий аспект проблемы мотивации проявились также при сравнении мотивации полицейских из белого населения и по­лицейских из негров и пуэрториканцев. Выяснилось, что для белых стремление обеспечить личное благополучие стоит на первом месте в иерархии их мотивов, а соображения о поддер­жании «законности и порядка» и о «помощи людям» оказались у них соответственно на втором и третьем месте. В то же время у негров и пуэрториканцев последовательность мотивов пост­роена в обратном порядке: на первом месте у них жела­ние поддерживать «законность и порядок», на втором — «ока­зывать помощь людям» и лишь на третьем — обеспечение лич­ного благополучия. В мотивации цветных полицейских своеоб­разно отразилось стремление как-то компенсировать то соци­альное неравенство, жертвами которого являются в США на­циональные меньшинства.

Статус и престижность профессии, и основные мотивы, ко­торыми люди руководствуются при ее выборе, в значительной степени предопределяют их удовлетворенность собственной деятельностью и ценности, имеющие для них значение. Изуче­ние этой проблемы привело различных американских психоло­гов к довольно противоречивым выводам, однако преобладаю­щими среди них можно считать следующие.

1.      Либо по всем, либо по многим критериям удовлетворен­ности рядовые полицейские испытывают меньшее удовлетворе­ние от своей работы, чем рабочие в промышленности.

2.     Чем выше уровень притязаний у полицейского, тем мень­ше он удовлетворен своей работой. Особенно большую роль в данном случае играют низкий социальный статус и низкая престижность профессии.

3.      При относительно высокой реализации материальных по­требностей не находят должного удовлетворения потребности в самоактуализации, «автономии» и уважении.

4.      Чем выше образовательный уровень сотрудника полиции, тем меньшее удовлетворение получает он от своей работы, по­скольку реализация потребностей в самоактуализации и в ав­тономии (самостоятельности) становится для него более значи­мой, чем обеспечение материального благополучия.

Вопрос о значении образования для сотрудников полиции давно привлекает внимание американских психологов. Подав­ляющее большинство считают, что рост образовательного уров­ня полицейских необходим для повышения их профессиональ­ной компетентности, вовлеченности в работу и удовлетворенно­сти ею, для изменения отношения полицейских с населением в сторону большей «открытости» и меньшей авторитарности. Од­нако вопрос о том, как скажется образовательный уровень на деятельности полиции и удастся ли вообще привлечь людей с высшим образованием на полицейскую службу, остается пока открытым. Более того, многие американские психологи наст­роены весьма скептически относительно возможности решения этого вопроса в целом.

Их скептицизм основан на ряде конкретных данных. В ча­стности, исследования нескольких психологов, проведенные в 1962, 1967 и 1973 гг., показали, что хорошо образованные и бо­лее способные сотрудники полиции нечасто могут «вписаться» в условия полицейской службы и поэтому покидают ее. Кроме того, выявился и такой парадокс: чем образованнее и интел­лектуальнее полицейский, тем ниже он оценивается своими ру­ководителями. Далее, полицейские-негры с высокими по­казателями интеллекта чаще оказываются жертвами дисцип­линарных взысканий, чем их менее развитые коллеги. И наконец, повышение образовательного уровня не означа­ет изменения социальных ориентаций полицейских, т. е. не ве­дет автоматически к повышению их чувства ответственности перед обществом. Главное заключается в том, что климат, господствующий внутри полицейской службы, система механи­ческой дисциплины и страх потерять свое положение не спо­собствуют, как говорит психолог Гувер, проявлению качеств, приобретаемых с помощью высшего образования [1].


5.      Важную роль в формировании чувства неудовлетворен­ности у сотрудников полиции играет тот факт, что большинство из них видят большой разрыв между представлениями об «идеальной» роли полиции и тем, как эта роль выполняется в действительности. Это порождает аномию и циничное отноше­ние к профессиональным обязанностям и социальным цинизм полицейских, и еще ниже — их профессиональная компе­тентность. Последний пункт объясняет тот факт, что 55% граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в полицию, поскольку не верят в эффективность ее действий [2]. Одновременно исследования показали, что сами полицейские оценивают свой социальный статус и свою престижность еще ниже, чем общественное мнение. Это порождает у них чувство настороженности и подозрительности и мешает установлению отношений взаимного доверия с населением.

Важную проблему для психологов составляет вопрос о мо­тивации лиц, избирающих карьеру полицейского. Значение этого вопроса трудно переоценить, так как от мотивации зави­сит отношение человека к делу, к своим обязанностям, к дру­гим людям. Ряд исследований показал, что большинство поли­цейских являются выходцами из рабочих, что многие из них до поступления в полицию испробовали ряд других профессий и что в качестве главного мотива выбора профессии полицейско­го выступает стремление иметь постоянную, стабильную служ­бу, которая позволяет избежать риска безработицы. Таким об­разом, в качестве основного фактора, толкающего людей на службу в полицию, несмотря на низкий уровень ее престижно­сти, выступают социально-экономические условия капитали­стического общества.

Этот момент, а кроме того, в известном смысле идеологи­ческий аспект проблемы мотивации проявились также при сравнении мотивации полицейских из белого населения и по­лицейских из негров и пуэрториканцев. Выяснилось, что для белых стремление обеспечить личное благополучие стоит на первом месте в иерархии их мотивов, а соображения о поддер­жании «законности и порядка» и о «помощи людям» оказались у них соответственно на втором и третьем месте. В то же время у негров и пуэрториканцев последовательность мотивов пост­роена в обратном порядке: на первом месте у них жела­ние поддерживать «законность и порядок», на втором — «ока­зывать помощь людям» и лишь на третьем — обеспечение лич­ного благополучия. В мотивации цветных полицейских своеоб­разно отразилось стремление как-то компенсировать то соци­альное неравенство, жертвами которого являются в США на­циональные меньшинства.

Статус и престижность профессии и основные мотивы, ко­торыми люди руководствуются при ее выборе, в значительной степени предопределяют их удовлетворенность собственной деятельностью и ценности, имеющие для них значение. Изуче­ние этой проблемы привело различных американских психоло­гов к довольно противоречивым выводам, однако преобладаю­щими среди них можно считать следующие.

 

1.      Либо по всем, либо по многим критериям удовлетворен­ности рядовые полицейские испытывают меньшее удовлетворе­ние от своей работы, чем рабочие в промышленности.

2.     Чем выше уровень притязаний у полицейского, тем мень­ше он удовлетворен своей работой. Особенно большую роль в данном случае играют низкий социальный статус и низкая престижность профессии.

3.     При относительно высокой реализации материальных по­требностей не находят должного удовлетворения потребности в самоактуализации, «автономии» и уважении.

4.      Чем выше образовательный уровень сотрудника полиции, тем меньшее удовлетворение получает он от своей работы, по­скольку реализация потребностей в самоактуализации и в ав­тономии (самостоятельности) становится для него более значи­мой, чем обеспечение материального благополучия.

 

Вопрос о значении образования для сотрудников полиции давно привлекает внимание американских психологов. Подав­ляющее большинство считают, что рост образовательного уров­ня полицейских необходим для повышения их профессиональ­ной компетентности, вовлеченности в работу и удовлетворенно­сти ею, для изменения отношения полицейских с населением в сторону большей «открытости» и меньшей авторитарности. Од­нако вопрос о том, как скажется образовательный уровень на деятельности полиции и удастся ли вообще привлечь людей с высшим образованием на полицейскую службу, остается пока открытым. Более того, многие американские психологи наст­роены весьма скептически относительно возможности решения этого вопроса в целом.

Их скептицизм основан на ряде конкретных данных. В ча­стности, исследования нескольких психологов, проведенные в 1962, 1967 и 1973 гг., показали, что хорошо образованные и бо­лее способные сотрудники полиции нечасто могут «вписаться» в условия полицейской службы и поэтому покидают ее. Кроме того, выявился и такой парадокс: чем образованнее и интел­лектуальнее полицейский, тем ниже он оценивается своими ру­ководителями. Далее, полицейские-негры с высокими по­казателями интеллекта чаще оказываются жертвами дисцип­линарных взысканий, чем их менее развитые коллеги. И наконец, повышение образовательного уровня не означа­ет изменения социальных ориентаций полицейских, т. е. не ве­дет автоматически к повышению их чувства ответственности перед обществом. Главное заключается в том, что климат, "господствующий внутри полицейской службы, система механи­ческой дисциплины и страх потерять свое положение не спо­собствуют, как говорит психолог Гувер, проявлению качеств, приобретаемых с помощью высшего образования [1].


5.       Важную роль в формировании чувства неудовлетворен­ности у сотрудников полиции играет тот факт, что большинство из них видят большой разрыв между представлениями об «идеальной» роли полиции и тем, как эта роль выполняется в действительности. Это порождает аномию и циничное отноше­ние к профессиональным обязанностям и социальным