Социально-психологического паспорт трудового коллектива.

Социальный паспорт производственного коллектива пред­ставляет собой документ, концентрирующий в себе наиболее важные социально-демографические, профессионально-квалификационные и социально-экономические характеристики коллектива, разнесенные по его структурным подразделениям *. Со­циальный паспорт показывает исследователю, сколько и в ка­ком цехе, на каком участке, а также в целом на предприятии трудится мужчин и женщин, каков их возраст, образование, партийная принадлежность, стаж работы, профессия и квали­фикационный разряд, какова текучесть кадров и т. д.

Социальный паспорт представляет собой развернутый план­шет, на котором все названные параметры и их количественные характеристики в абсолютных и относительных (процентных) величинах располагаются против названия каждого подразделе­ния предприятия: цеха, участка, отдела. Социальный паспорт производственного коллектива составляется на основе сумми­рования и группировки объективных данных буквально о каж­дом из работников предприятия. Все эти сведения содержатся в личных карточках работающих.

Казалось бы, социальный паспорт коллектива не содержит никакой принципиально новой информации об объекте управле­ния, об его кадрах. Но это далеко не так. Опыт работы пси­хологической службы убедительно свидетельствует о том, что социальный паспорт с большим интересом встречается всеми работниками завода, поскольку он дает наглядный материал для сравнения различных характеристик своего подразделения с соседними. Социальный паспорт позволяет судить об уровне социального развития коллектива, о положении с кадрами па

* Термином «социальный паспорт коллектива» в отечественной литературе называют самые разные вещи: и социально-демографические характеристики, и социально-психологические количественные и качественные показатели, и то и другое вместе. По нашему мнению, социальный паспорт коллектива должен характеризовать его только с точки зрения количественных показателей объективного порядка. Субъективные характеристики должен раскрывать социально-психологический портрет коллектива. Он дает, таким образом, возможность предусмотреть или сплани­ровать заранее изменения в составе кадров. Анализ социальных паспортов коллектива за несколько лет дает возможность су­дить о динамике социального развития коллектива, о правиль­ности кадровой политики на предприятии, корректировать раз­личные мероприятия в этом направлении. Социальный паспорт во многом определяет психологию коллектива, объективируя ее детерминанты..

 

Социально-психологический портрет состав­ляется, как правило, на основе материалов массового анкет­ного опроса работников предприятия и уточняется методом стандартизированного интервьюирования. Методика данных социологических процедур достаточно хорошо отработана и при соблюдении определенных правил получения и обработки мате­риала дает весьма репрезентативную и достоверную инфор­мацию.

Социально-психологический портрет коллектива — это коли­чественные характеристики его основных потребностей, интере­сов, преобладающих настроений, ценностных ориентаций, моти­вов деятельности, удовлетворенности работников своим трудом, взаимоотношениями. Данный портрет показывает отношение лю­дей к условиям труда, к себе и другим, характеризует состоя­ние общественной активности, трудовой дисциплины, стабиль­ности кадров и т. п. Социально-психологический портрет кол­лектива дает, как правило, достаточно правильную оценку уровня общественной активности работников предприятия, подсказывает пути дальнейшей работы коллектива по всесто­роннему развитию личности производственника, по формирова­нию общественных отношений. Он позволяет осуществить диф­ференцированный подход к каждой социальной группе в кол­лективе, повысить эффективность работы администрации, партийно-хозяйственного актива и общественных организаций предприятия.

За составлением социального паспорта и социально-психологического портрета производственного коллектива следует  анализа этих документов и рассмотрения путей возмож­ных воздействий на положение дел в коллективе. В этом смыс­ла представляет собой интерес сопоставление названных доку­ментов, характеризующих (за один и тот же период времени) разные коллективы родственных предприятий.