Секрет 25-ого часа, или «Тьфу» на ваш тайм-менеджмент!

Все понятно! - с торжеством сказал Шляпа.- Провести время?! Ишь чего захотела! Время не проведешь! Да и не любит оно этого! Ты бы лучшепостаралась с ним подружиться - вот тогда бы твое дело было... в шляпе!
Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес.

 «Караул! Опять ничего не успеваю, времени ни на что не хватает, жену месяц не могу в театр сводить, ребенок хнычет, когда я с ним позанимаюсь, а у меня еще диван, что месяц назад купил, несобранный стоит и матч любимой команды снова придется смотреть в записи!» - знакомая картина. Современный менеджер находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени.  Работа требует  быть всюду и реагировать молниеносно на любые события.  Времени не хватает катастрофически.  Кем-то и чем-то приходится жертвовать, чаще всего – это близкие люди, личные увлечения, сон, отдых,  здоровье. Количество событий за единицу времени увеличивается с каждым годом… А можно ли остановиться и научиться управлять своим временем, так чтобы успевать все и еще получать от этого удовольствие? «Мо-о-о-жно», - отвечает красочная реклама тренинговых агентств, - приходи  к нам на тренинг по тайм-менеджменту,  и мы научим тебя, как найти 25-ый час в сутках, приходи сам и приводи своих коллег… Мы расскажем, как управлять своим временем и  временем твоей компании»!

Супер! Очень хочется поверить, но…

К сожалению, большинство тренеров не понимает,  что восприятие времени – это не только психологическая, но и физиологическая особенность отдельно взятого человека, и соответственно при проведении тренинга нужно это понимать и использовать различные подходы.

Спросите тренера: «А это как - управлять своим временем?», и он вам бодро расскажет, что нужно планировать, делегировать, распределять и т. д.

И действительно, обычно тренинг по тайм-менеджменту сводится к тренингу целеполагания и растановки приоритетов (если не «сваливается» в тренинг личностного роста и осознания  смысла жизни). Причем тренер особенно не задумывается над вопросом,  а чего это раньше участник не расставил приоритеты и так нечетко сформулировал свои жизненные цели и рабочие задачи. «А раньше он не знал хитрых технологий тайм-менеджмента, а  сейчас мы его научим, и его жизнь изменится, и все он будет успевать!»

НЕ ИЗМЕНИТСЯ! 80% процентов участников никогда не используют полученные на таком тренинге знания и навыки. Не верите? А вспомните себя! Как часто вы начинали с  понедельника новую жизнь, ставили конкретную цель, составляли план действий и… когда наступал понедельник, придумывали себе тысячи причин, которые позволяли еще 15 минут поваляться в постели, а не заниматься реализацией планов.  Почему? Потому, что ощущение времени и «управление» им есть особенность организации нашей нервной системы, но которую изменить по нашему же желанию практически невозможно.

Людей европейской, атлантической цивилизации можно разделить на две группы по типам восприятия времени.

Первая – это модель мгновенного времени, когда в фокусе сознания человека  при принятии  им  решений  все события находятся «здесь и сейчас», в том числе события прошлого. Именно на прошлый опыт и ощущения, которые испытывает на данный момент, он и опирается. («Я планировал сделать пробежку с утра, но, по моим ощущениями, в постели тепло, комфортно, а на улице точно холодно и зябко. Там небезопасно – лучше останусь под одеялом»). Попробуйте такого человека спросить, как он видит себя через год, месяц, неделю… Что с ним произойдет, что изменится в его жизни? И он скажет: или «не знаю», или  «в моей жизни все будет так же, как сейчас», или « о чем вы говорите, в нашей стране все непредсказуемо и строить планы на будущее – это глупо и невозможно». (Особенно ответ о непредсказуемости ситуаций характерен для российских руководителей, когда спрашиваешь их про наличие в компании прописанных планов, стратегий или хотя бы четко сформулированных целей). Мозг у такого типа людей не понимает команду «просчитать будущее», не способен спрогнозировать последствия каких-то событий.

Вторая группа людей – это люди «линейного времени», люди «над временем», которые могут удержать в сознании временные интервалы, включающие прошлое, настоящее и вероятностное будущее. Это люди, которые могут представить «картинку будущего» и описать ее. Умение человека представить, как будут развиваться события в том или ином случае, подняться над ситуацией, посмотреть на нее сверху, есть главная компетенция руководителя, да и просто хорошего специалиста, который отвечает за процесс! Толпа идет за лидером, который рассказывает ей, какое будет будущее, хотя не факт, что все будет действительно так, как он говорит. Но у людей появляется ощущение прогнозируемости, а значит, безопасности. Посмотрите, как строится рекламная компания самой «популярной» партии в России:  «вчера было плохо, сейчас стало лучше, голосуй за нас, и завтра ты будешь в «шоколаде».  Людей «линейного типа времени» в популяции порядка 20%.

Да навлеку я на себя гнев консультантов, работающих в сфере оценки персонала, но с полной ответственностью заявляю: использование только этого критерия как главного позволяет за 15 минут выявить в группе потенциальных руководителей, причем с высокой доверительной вероятностью и без больших затрат.  Простые проективные экспресс-методики,  которые надежно позволяют оценить тип восприятия времени человеком, - существуют

Но почему такое различие - 80 на 20? Почему  большинство людей невозможно научить  планировать свою жизнь на хотя бы относительно большие промежутки времени? Все очень просто: чем дальше человек начинает прописывать, просчитывать свое будущее, тем быстрее он приходит к пониманию, что итог его жизни один и весьма печальный. Мозг блокирует попытки планировать отдаленное будущее, так как оно приводит к пониманию приближающейся смерти, а это страшно. И именно тогда возникает фраза «после нас хоть потоп». Данная особенность мозга объясняет,  почему мы изо дня в день уничтожаем себя сигаретами, алкоголем,  почему мы губим планету, не думая о будущем. Просто большинство людей не способны это делать!

Вторая особенность человека, которая сводит тренинг тайм-менеджмента на «нет», это жесткий врожденный механизм внутренних часов, измеряющих течение переживаемого времени. Попробую объяснить. Если вас попросят отмерять, исходя из ваших ощущений, разные промежутки времени, то ваша оценка не будут совпадать с данными секундомера. Среднестатистическая ошибка является константой и практически не меняется с течением жизни.

Чем сильнее погрешность отклоняется от единицы в ту или иную сторону, тем ниже способность человека планировать - управлять своим временем, тем больше его зависимость от тех, у кого данная погрешность меньше и кто точнее может спрогнозировать события за единицу времени. По воспроизведению длительности и величине допускаемой ошибки всех людей можно разделить на «медлительных», «спешащих» и «точных». Психологи считают, что данная константа не меняется в течение жизни. Это значит, что невозможно постоянно опаздывающего человека научить  не опаздывать!  Хотите взорвать «команду», составьте ее из людей разных временных типов – «быстрых» и «медленных». В ней каждый живет и действует, исходя из своего психологического времени. Совмещение типов приведет к невозможности скоординировать работу команды как единого целого. Одна из причин разводов происходит из-за того, что муж и жена живут с разной скоростью, потому что по-разному течет их психологическое время или они относятся к разным типам по восприятию времени.

Так что же делать  с тренингом по тайм-менеджменту, неужели от него надо  отказаться? Конечно же, нет, просто нужно понимать, что он может дать и кому. Тем, кто живет «здесь и сейчас», нужны инструменты оперативного планирования, им необходимо рассказывать о пользе ежедневника, сортировки информации, борьбы с «поглотителями» и «ворами» времени и т. д.  При работе с людьми «линейного времени» - расширять их виденье временного промежутка, тем самым повышая их эффективность. То есть если раньше человек мог «внутренним зрением» увидеть события прошедшие, настоящие и будущие в рамках лишь недели, то теперь мы расширяем его виденье до месяца и т. д. «Поднимаем» его над процессом. Но прежде, нужно выяснить, а к какому типу относится сам тренер, так как если тип тренера не совпадает с типом участников, они будут общаться на разных частотах и, произнося одинаковые слова-термины, понимать под ними абсолютно разные вещи.