Российский и западный менеджмент

Что в голове у работника?

Сколько раз на семинарах и тренингах мне приходилось слышать слова руководителей: «…Ну-у, это в нашей компании не пойдет, это западный опыт он для нас не годится…, а это мы пробовали, в нашей организации данная схема не работает…, мы не японцы, вводить у нас бережливое производство бесполезно…, мы не немцы, наших сантехников научить ходить в чистой униформе – невозможно» и так далее…

А я молодой, увлеченный бизнес-тренер, пораженный простотой и красивостью схем предложенных западными гуру-бизнеса, пытался спорить до хрипоты и доказывал, что не правы вы господа директора, смотрите, как все просто. И требовал от них предложить свой способ решение организационной проблемы, которая давно назрела в компании, и в ответ получал недоуменный взгляд. И внутри сокрушался про не профессиональность наших топ-менеджеров и предрекал им еще большие проблемы в организациях, и показывал на схемах, что на одного работника отечественного автопрома приходится 6 изготовленных автомобилей в год, а в Японии эта цифра составляет 16.

И, что мол, сам российский президент сокрушался по поводу низкой производительности труда в отечественных компаниях. Но в какой-то момент вовремя остановился и задал себе вопрос, если реплика о том, что западный менеджмент нельзя слепо копировать на российские предприятия, повторяется из раза в раз, значит за этим, есть какая-то правда, и скорее неправ я, и нужно разобраться. В данной статье мы рассмотрим одну из причин разного восприятия компании и себя в ней отечественного и западного работника и как это влияет на эффективность труда.

И для ответа на этот вопрос нам потребуется обратиться к понятию идеология, ибо она является одной из главных причин различия западного и российского менеджмента.

Итак, идеология с точки зрения социологии – это:

  • 1) представление человека об отношениях, существующих между людьми в окружающем его обществе и законах, которым эти отношения подчиняются,
  • 2) оценка человеком одних событий, происходящих в обществе, как хороших, а других – как плохих, его внутренняя система ценностей сформированная ближайшим окружением человека и социальными институтами (в том числе к ним относится и коммерческая компания, более того, на сегодняшний день, компания часто заменяет работнику многие социальные институты – церковь, семью, школу и т.д.)
  • 3) направление, в котором должно развиваться общество, с точки зрения человека и вытекает на основании представлений указанных в пунктах выше.

А какие идеологические принципы находятся в основе менталитета западного работника, а какие российского?

Для этого придется обратиться к истории формирования идеологии.

Что происходило с идеологией человечества

В течение веков существовала единственная идеологическая доктрина. Вне зависимости от конкретного воплощения в тех или иных культурах, эта идеология формировалась, закладывалась в сознание людей определенным образом: Бог создал людей неравными. Одних Он сделал царями, других воинами, третьих жрецами, четвертых – тружениками. Царям Он дал право управлять всеми остальными и поручил о них заботиться. Власть царей передается из поколения в поколение; принадлежность к другим слоям также передается от отцов к сыновьям. Происхождение человека определяет его положение в обществе и судьбу.

Исходя из этого, оценивались происходящие в обществе события: следование предначертанному рождением пути одобрялось, несоблюдение требований сословного, кастового устройства общества признавалось преступлением социальных норм.

Следующий компонент данной идеологии – это указание направления развития общества: оно должно помогать каждому сословию совершенствоваться в исполнении своего предназначения (аристократии – править, простолюдинам – трудиться), выполняя тем самым волю высшей силы. Но вот в Европе настала эпоха Возрождения. Ускорился научно-технический прогресс. В новом промышленном мире люди получили возможность мигрировать из одной группы в другую в соответствии со своими способностями, которые можно было развивать и эффективно применять. Происходил отрыв экономической власти от политической: талантливые простолюдины накапливали богатства, бесталанные и ленивые аристократы разорялись. Научно-технический прогресс позволял создавать и концентрировать ресурсы в одних руках очень и очень быстро. Если цари копили поколениями, то капиталист ХIХ века мог это сделать за десятилетия, а то и меньше. Идея равенства смела старую идеологию, приведя ей на смену идеологию новую, капиталистическую.

Что такое капитал? Это накопленный труд (для разговора о зарождении идеологии пока не так важно, личный труд или труд нанятых работников). Капитал не знает сословий, скопить его имеет право представитель любого слоя общества, если много работает (включая работу по организации наемного труда) и мало тратит на себя.

Капиталистическая эпоха наступила, когда энергичные и талантливые представители низших сословий стали в соответствии с нормами протестантской этики очень много работать, при этом ведя скромную по расходам жизнь. Получаемые в результате «излишки» богатства они не передавали развращенной католической церкви и не потребляли, как их предки, а превращали в капитал: покупали имущество, обращали в нарождавшиеся ценные бумаги (долговые обязательства). Причем накопленное снова пускали в оборот, наращивая богатство в геометрической прогрессии. Экономическое могущество породило в этой среде самоуважение, после чего философы Просвещения выработали для нее принципы новой идеологии - капиталистической. Капитализм объявил главной ценностью труд (или капитал, заработанный усердным трудом).

Происхождение для капиталистов перестало играть определяющую роль. Обладающие собственностью люди были признаны равными от рождения, а иерархические отношения в обществе могли теперь строиться на основе того, как человек трудился и как смог сохранить результаты своего труда в накапливаемом им капитале. Личность была поставлена выше общества, но и общество не отвечало за человека. Из этого вытекает вторая часть, система оценок: много трудиться и рассчитывать только на свои силы – хорошо, быть бережливым, богатым – тоже.

Бездельничать, побираться, нищенствовать, надеяться на чью-то поддержку – плохо. Верным направлением развития общества было объявлено обеспечение каждому члену общества возможности свободно трудиться и накапливать результаты своего труда.

Равные условия для всех, поощрение честной конкуренции, свобода от сословных ограничений и как следствие – братство всех граждан.

Все это вкупе и формирует идеологию, картину мира западного работника. Идеологию, которая формировалась имманентно, плавно, с многочисленными вариациями в отличии от марксистской идеологии навязанной в одночасье целой стране.

А что же живет в сознании российского работника:

  • 1) Для того, что бы добиться успеха в бизнесе, не обязательно много работать, ты просто можешь оказаться в нужном месте в нужное время.
  • 2) Наличие доступа к госструктурам, автоматически повышает твои возможности в бизнесе, потому что там все берут взятки.
  • 3) Все большие деньги заработаны не честным путем, путем обворовывания простого народа, грабежа ресурсов страны. Олигархи – это зло для России.
  • 4) Брать на себя инициативу в компании – неправильно, кто так делает – это карьерист и выскочка, будь как все.
  • 5) Если ты попал в организацию, то она должна тебя обеспечить всем необходимым для жизни (соцпакет, премия, корпоративный автомобиль, телефон и т.д.), при чем не принципиально, какой результат ты приносишь компании.
  • 6) Воровать у компании – это нормально, потому что все равно эти деньги заработаны собственнкиками нечестным путем.
  • 7) Круговая порука среди рядовых работников – этот правильно, потому, что она против капиталиста-собственника и его прихвостней, в лице генерального директор и иже с ним.

Данный список может продолжить каждый руководитель.

Приведу конкретный пример: крупная строительная компания, переживающая сегодня мощнейший кризис хочет собрать руководителей среднего и высшего звена на стратегическую антикризисную двухдневную сессию в выходные дни, что бы в будни руководители могли не отвлекаться от решения текущих задач, как отреагировали работники на данное предложение? Бурным возмущение – «нам нужен выходной, вы (ген.директор) нам его должны и ни у одного не возникло даже мысли, что если не работать сегодня по 24 часа и не пытаться напрягаться, то выходных может быть в скором времени – бесчисленное количество. Откуда это?

Должно пройти еще 40 лет, чтобы идеология советского общества исчезла из сознания работника.

Да западная идеология ворвалась на территорию России вместе с развалом Союза и переходом на товарно-денежные отношения во всех сферах жизни человека (и за это ее можно также критиковать), но должно пройти еще 40 лет, чтобы идеология советского общества исчезла из сознания работника. Причем она сидит в головах, как преуспевающих бизнесменов, так и обыкновенных «работяг».

Я могу рассказать историю про собственника крупного хладокомбината, который из-за угрызений совести не мог уволить своих подчиненных, которые абсолютно не справлялись со своими обязанностями, по всем показателям, зато вместе с ним начинали этот бизнес и как же он может их депримировать, оштрафовать или уволить. И в итоге – компания оказалась полностью не готова к любым резким изменениям, потому что во главе угла была не эффективность, а эмоции. А кризис не прощает принятие решений на эмоциях!

Из всего выше сказанного становится понятно, что идеология, миссия компании, её ценности – это не просто слова, а рабочий инструмент российского руководителя, чем нужно заниматься каждый день, это инструмент повышения эффективность. И это тяжелая работа, потому что бороться приходиться с наследием тоталитарного режима. Советского Союза давно нет, но его идеология живет в сознании каждого из нас!

Автор: Дмитрий Коткин