Письмо от нашего партнера Александра Орлова.

...Нас часто спрашивают, как и чему мы сами учимся, и как получается, обрабатывать такие большие объемы информации. Никогда не писали подробно на эту тему, решили собрать себя в кучу и поделиться опытом.

В среднем за год, каждый из нас читает 30-40 книг, просматривает 5-8 видео-курсов и посещает 3-4 семинара и/или тренинга. Это очень неплохо сказывается на бизнесе, который вот уже 4 года подряд растет в 1.5-2 раза каждый год, и на общем самоощущении того, что ты не стоишь на месте.

У нас есть 7 главных принципов — по ним и пройдемся.

Принцип №1. Должны быть главные направления для обучения. Например, для себя мы выделили три таких направления:

I. Маркетинг и бизнес, чтобы бизнес Школы менеджеров Стратоплан не стоял на месте, а развивался со страшной силой.

II. Менеджмент и коммуникации — это дает идеи для развития наших программ и продуктов.

III. Самомотивация — чтобы постоянно поддерживать собственные силы и черпать вдохновение у других интересных людей.

Направления у вас будут свои — в зависимости от того, чего хотите вы. Но в каждом из этих направлений постоянно должно что-то происходить. Например, за прошедшие две недели мне удалось освоить::

  • Видео-курс «Оптимизация работы с отзывами» (Маркетинг и бизнес)
  • Книгу Дэна Кеннеди «Жесткий директ маркетинг» (Маркетинг и бизнес) — о, вот почему нам стало приходить столько писем от Стратоплана, скажете вы. Нет, не поэтому. :)
  • Книгу Дэна Кеннеди «Жесткий менеджмент» (Менеджмент и коммуникации)
  • Начал читать книгу Роберта Чалдини «Психология убеждения» (Менеджмент и коммуникации)
  • Начал читать книгу Юрия Никулина «Почти серьезно» (Самомотивация)

Принцип №2. Найдите время, удобное для учебы.

Я учусь рано утром (вставая в 6 утра), коллега Панкратов учится вечером. Главные моменты: должны быть закрыты почта, скайп и прочие мессенджеры. И лучше, если семья тоже спит.

Также удобно учиться в машине, по пути на работу или с работы (есть проблема, что тяжело делать заметки без риска попасть в аварию).

Принцип №3. Контент важнее обертки. За последние 7 лет через нас прошли сотни книг, аудио- и видео-курсов. Мы побывали на сотне конференций (где обычно выступали, но также слушали доклады коллег) и десятках тренингов и семинаров. И вот что я вам скажу.

Контент всегда важнее формы.

Мы были на пафосных конференциях, где качество докладов было ужасным. Нам попадались изданные известнейшими издательствами книги, в которых было 90% воды. Но точно также были и обратные примеры.

Например, одним из лучших курсов по бизнесу, который я прослушал в 2008 году, когда только начинал свое дело, была аудио-запись какого-то семинара, названия которого я сейчас и не вспомню. В аудио-записи не были вырезаны паузы, и мне приходилось в машине постоянно проматывать куски. Там были ужасные шумы, особенно когда вся группа одновременно начинала что-то обсуждать. Ведущий семинара часто матерился и вообще не производил впечатление человека с высоким IQ, при том, что он создал несколько собственных бизнесов.

Но при всем этом я узнал столько нового из начинки бизнеса, общения с контролирующими органами, что это окупило все.

Со временем ты учишься не обращать внимания на форму, фокусируясь на содержании. В этом очень помогает структура конспекта из 5 частей, которую мы используем — о чем в следующем принципе.

Принцип №4. Ведите записи ПРАВИЛЬНО.

Эйнштейн в свое время сказал (цитирую по памяти): «Я никогда не записываю свои мысли. Если вам в голову придет действительно хорошая мысль, вы ее не забудете. А если забыли, то вероятно, не такой уж хорошей она и была.»

Я не Эйнштейн, у меня с памятью, очевидно, еще хуже. Поэтому я стараюсь все записывать. Постепенно, мы с коллегой Панкратовым пришли к такой структуре конспекта, которой пользуемся уже давно:

I. Действия в формате КТО / ЧТО / КОГДА должен сделать. Многие люди ошибочно полагают, что целью обучения является получение новых знаний. Это не так. Цель обучения — начать делать что-то по-другому. Это придумал не я, это придумал Джон Каленч. И он был прав. Поэтому действия занимают в нашем конспекте первое место. Когда я делаю что-то, что пришло в голову в ходе обучения, в конспекте появляется плюсик. Чем больше плюсиков — тем полезнее книга или курс.

II. Инструменты. Это какие-то полезные штуки, ресурсы, сайты, контакты, которые потом могут пригодиться для чего бы то ни было. Например, сайт, где можно сгенерировать красивую 3D картинку книги. Или ресурс, где можно заказать расшифровку текста. Или сайт, где есть опросник по определению психотипа. И т.д.

Очень удобно не искать инструмент. когда он тебе понадобится, в тексте книги или в середине видео, а иметь все инструменты одним списком.

III. Идеи. Все интересное, полезное, неожиданное, что приходит в голову, попадает в эту секцию. Часть потом трансформируется в действия. Что-то мы обсуждаем между собой. Что-то просто умирает. Или ждем своего часа. :)

IV. Что еще посмотреть. Часто по ходу рассказа автор ссылается на другие книги и курсы других авторов. Эти ссылки попадают в эту секцию конспекта. Книги я обычно тут же ищу в своем клиенте Bookmate и закачиваю на телефон. Чтобы были.

V. Тезисы. Это самая подробная часть конспекта. Здесь тезисно записывается материал курса или книги. Цель проста: чтобы коллега мог, просмотрев тезисы, понять для себя о чем шла речь. И чтобы ему не нужно было тратить 8 часов на пересмотр курса.

В чем конкретно вести конспект мне кажется непринципиальным. Кому-то нравятся интеллект-карты. Мне нравится MS Word — наверное, возраст. :) Главное, чтобы конспект был, и были все его части. Особенно, действия.

Принцип №5. Узнал — примени как можно быстрее.

Будучи исторически ИТшником (и оставшись им в душЕ), заметил за собой склонность к прочтению всей книги целиком. Чтобы, понимаииишь, вначале охватить взглядом всю картину, обдумать ее, а потом уже совершить единственное правильное действие.

Это не работает. В моем случае происходило следующее. Читаешь всю книгу, к середине все интересней и интересней. К концу книги понимаешь, что серебряной пули опять не будет. И что автор, гад, за тебя ничего не сделает. К концу книги впечатление формируется окончательно: ну да, в принципе, очевидные вещи изложены. Что там еще можно почитать?

Какая польза от только что прочитанной книги? Никакой. Ноль.

Поэтому был найден лайфхак. :) Прочитал одну главу. наметил действия, сделал. Например, сейчас я по утрам трачу один час на изучение чего-то нового. Прочитал у Чалдини главу «Как повысить убедительность сообщения, создав аудитории трудности» — давай-ка проверю. О, вроде бы работает. Идем дальше. что там еще Чалдини пишет?

Это неминуемо дает бОльший эффект, а главное бОльшую мотивацию учиться дальше.

6. Дорогие курсы лучше дешевых и торрентов. Нет воды и есть мотивация.

К этой мысли, скажу сразу, было очень тяжело прийти. Прошло немало времени, прежде чем я открыл свой кошелек и заплатил $1,000 за один курс.

«Зачем ты это делаешь?! — кричал маленький жадный человечек внутри меня, — Ведь есть же море бесплатных курсов. Вот торренты же...» Ситуацию усугубляло то, что у меня тогда совсем не было лишних денег. И эта $1,000 несомненно могла быть потрачена на семью, развлечения или комплект хороших зимних колес, наконец.

Однако, маленький жадный человек был поборот, а тот курс окупил себя уже многократно (несколько сотен раз), и определил следующие 8 лет моей профессиональной жизни.

С тех пор мы регулярно покупаем дорогие курсы. И они регулярно себя окупают многократно. Например, в позапрошлом году мы купили два курса: Product Launch Formula 4.0 Джеффа Уолкера и Mass Control Фрэнка Керна за какие-то неприлично большие деньги, но курсы того стоили.

С дешевыми курсами есть одна главная проблема. Дешево часто означает некачественно. Много воды, отступлений от темы, сбивчивых объяснений, непроверенных рекомендаций и т.д. Ты сидишь и тратишь на них время. А время в отличие от денег — невосполняемый ресурс. Ты сидишь и думаешь: да я бы заплатил в 3 раза больше. если бы мне вот все это на одном листике изложили!

С торрентами другая беда. Я так и не смог себя заставить посмотреть ни один скачанный курс. Наша психология устроена каким-то таким странным способом, что мы не ценим то, что досталось нахаляву. Я не знаю, почему так устроено, но так оно работает.

Принцип №7. Выбирайтесь 3-4 раза в год на живые мероприятия.

В чем отличие живых мероприятий от чтения книг и просмотров видео-занятий. Прежде всего, временем, которое вы одномоментно выделяете на то, чтобы заставить мозг работать в нужном направлении.

Вряд ли вы можете заставить себе сесть и читать какую-то профессиональную книгу два дня подряд по 8 часов с короткими перерывами на кофе и обед. С тренингами и семинарами (в меньшей степени с конференциями) — другая картина. Вы сидите, и первые час-два ничего не происходит. Тренер что-то рассказывает, пока в вашей голове стихают информационные шумы. Через час-два мозг начинает генерировать идеи по теме семинара. Если тренер сопровождает это дело инструментами и прочей правильной методикой, то активность мозга резко усиливается. И к концу дня оказывается, что придумано столько, сколько не придумывалось за месяцы перед этим.

Это потому что тренинг был потрясающий? Может быть. Но прежде всего, потому что вы заставили себя просидеть 8 часов, думая на определенную тему.

В качестве подтверждения: в феврале коллега Панкратов с еще одним нашим коллегой выбрались в Сан Диего на конференцию Traffic &  Conversion Summit. Количество идей, которые они оттуда привезли, судя по всему, определит весь наш бизнес в этом году.

В заключении. Наметьте свой план обучения прямо сейчас. Изучите что-то уже сегодня или завтра. Ну и конечно я всем рекомендую тренинги Дмитрия Коткина, особенно тренинг для тренеров, проводит он его не часто, ближайший будет в мае, успейте воспользоваться!

 

Успехов вам и хороших выходных!

Александр Орлов

Школа менеджеров Стратоплан