Школа переговорщиков

г. Санкт-Петербург

Наб. р.Фонтанка 120

Заказать звонок

Искусство Психологического Айкидо

Отношения людей представляют собой весьма непростой процесс, он может приносить радость, а может вызвать много негативных эмоций. Порой из деловых переговоров, мы выходим в подавленном эмоциональном состоянии, хотя до начала процесса общения чувствовали себя вполне хорошо. В данной статье, я хочу рассмотреть ряд приемов психологической самозащиты, которые могут вам помочь избежать агрессивных нападок в вашу сторону. Детально мы их разбираем на тренинге – тренинге по восточной модели ведения переговоров.

Для начала мы выделим два типа взаимоотношений, присущие человеку в процессе коммуникации:

Выброс энергии

Чем больше эмоций, жестов и т.д. вы используете в своем общении, тем больше энергия или сила ваших действий и высказываний. Например, вы можете вспомнить в себя когда пытаетесь доказать что-то другому человеку, который с вами не соглашается. Вы нервничаете, кипятитесь, ваши жесты становятся все более широкими, вы накланяетесь ближе к другому человеку. Вы направляете свою психическую энергию в строну собеседника.

Провоцирование на выброс энергии

Вы привлекаете к себе внимание, эмоции и мысли других людей. Вы заставляете их думать о себе. Еще раз разберем пример со спором. Теперь представьте, что уже вам что – либо доказывают, а вы не соглашаетесь. Ваш оппонент начинает «заводиться», вы стоите на своем, так как вам этого и нужно. Вывести человека из эмоционального равновесия, выбить из привычного состояния и спровоцировать его на сильный выброс энергии.

И так, что же такое психологическая атака? Как она осуществляется, на каких уровнях проходит?

Психологическая атака – это быстрое, решительное или неожиданное наступление, задачей которого является выведение человека из равновесия, нанесение психологической боли, разрушение картины мира. Для того, чтобы это произошло, достаточно выбросить или поглотить количество энергии, которое превышает резерв энергии жертвы. Психологическая атака может быть незаметной, так как может скрываться за дружеской беседой или доброжелательными отношениями.

Психологическая атака может осуществляться на шести уровнях:

Уровень убеждений и ценностей
Уровень логики
Уровень чувств
Уровень силы
Уровень сексуальных отношений
Давайте разберем каждый уровень более подробно.

Атака на уровне убеждений и ценностей
Эта атака представляет собой попытку навязать вам новые убеждения и ценности. Такая атака строится на вашей неспособности проверить все составляющие навязываемых вам идей. Это может быть высказывание, сделанное в категоричной форме и обращенное к собеседнику или попытка заставить человека своим высказыванием обратить внимание на его проблемы, отвлекая от продолжения общения. Хотя эти два приема можно объединить.

Пример: «Человек всегда беспокоиться, когда ему не хватает опыта (категоричное высказывание). Вас это беспокоит? (обращение внимания на проблему)». В невербальной сфере, данная атака характеризуется пристальным или анализирующим взглядом, понимающее или высокомерное покачивание головой хорошо дополняют это воздействие.

Атака на уровне логики
В эту атаку включаются различные методы информационного давления, которые призваны, выключить у человека способность к последовательному логическому мышлению. Вот несколько таких способов:

  • Использование специальных терминов неизвестных или непонятных собеседнику
  • Речевой поток, сложные логические построения, которые произносятся достаточно быстро, из чего следует, что слушающий не в состоянии их критически переосмыслить
  • Специальные лингвистические приемы НЛП

Пример: «Как вам известно, ученые установили, что все люди должны быть терпеливым». В этом предложении соединяются пресуппозиции, модальные операторы долженствования и обобщения. И признаваться в том, что вы этого не знаете, как – то не к лицу.

Атака на уровне чувств
Смущались ли вы хоть раз, когда получали комплимент или похвалу? Не спешите с ответом, потому что только не большой процент людей способен без особого смущения принимать комплименты. Так что комплимент, сделанный с определенной целью, может заставить вашего собеседника заметно занервничать или смутиться. Другим способом атаки на уровне чувств является игра на чувстве жалости. В результате такого действия возникает вина. К слову сказать, женщины виртуозно владеют этим приемом и не стесняются использовать его на мужчинах.

Пример: «Посмотри, до чего ты меня довел! Совсем не интересуешься моей жизнью!». В сочетании с всхлипываниями, плачем или печальным взглядом эта атака действует крайне эффективно.

Атака на уровне силы
Это самая обычная атака, цель которой надломить волю человека, путем оскорблений, угроз и т.д. В невербальной сфере, это выражается в агрессивной мимике, сжатых кулаках.

Пример: «Вы, сударь, полный дурак!» или «А помнишь, Вася, ты мне 100 руб. задолжал, если через два дня не отдашь, я с тобой такое сделаю!».

Атака на уровне сексуальных отношений
Данная атака осуществляется с помощью оказания знаков сексуальной симпатии в тот момент, когда человек к этому не готов. К этому уровню также можно отнести вульгарные шутки и анекдоты, направленные в ваш адрес, а также неприличные жесты. В невербальной сфере, это проявляется в виде эротических движений, призывными взглядами и т.д.

Пример: « – Языками владеете?

           - Русским, монгольским и языком «по-французски»

Мы разобрали каждый уровень подробно, и теперь было бы хорошо понимать, как же можно защищаться от таких атак. Прежде всего, давайте разберемся, почему же нас атакуют. Агрессор, как и жертва, находятся под властью определенного поведенческого сценария, в которой обе стороны имеют четкие роли («хозяин – слуга», «палач – жертва», «подлец – Робин Гуд). Потенциальный агрессор, выбирает себе для атаки человека, которого он воспринимает как жертву. А вот для того, что бы «жертва» могла эффективно сопротивляться, она должна понять, что ее атакуют, а это не так просто, как кажется.

Существуют несколько методов осознания того, что вас атакуют:

Ощущение психологического дискомфорта (паника, нервозность и т.д.)
Возникновение ощущения, что вы что-то кому-то должны.
Проявление определенных стереотипов поведения.
Если вы заметили нечто подобное у себя во время разговора, пора включать механизмы психологической защиты, такие как:

Сохранять дистанцию или игнорировать агрессора.
Недостаток метода: Сохраняя дистанцию или игнорируя, мы начинаем играть в игру «у кого крепче нервы».

Ответный удар.
Недостаток метода: Этот метод может позволить нам перевести атаку в банальный скандал. Стоит помнить, что скандал имеет шанс перерасти в драку.

Ослабление атаки.
Именно этот метод и разберем ниже, т.к. с помощью него мы можем сгладить или ослабить атакующие воздействие.

Рассмотрим, как действует ослабление атаки на разных уровнях.

Ослабление атаки на уровне убеждений и ценностей
Перевод жесткой формулировки вашего собеседника в некое абстрактное убеждение, которого он придерживается.

Атака: «У вас слишком маленький опыт для такой непростой работы»

Ослабление: «То есть у вас есть представление, что я неопытный?»»

Перевод в абстрактное утверждение можно усилить вопросительной формулировкой.

Атака: «У вас слишком маленький опыт для такой непростой работы»
Ослабление: «Я неопытен? Что заставило вас так думать?»

В результате вы возвращаете человеку энергию, которую он на вас выплеснул, вынуждаете его отвечать уже на ваши вопросы, перехватываете инициативу.

Ослабление атаки на уровне логики
Для того чтобы прервать атаку на этом уровне, достаточно, сосредоточиться на чем-то приятном и доставляющим вам удовольствие. Можно задавать вопросы, постоянно переспрашивая значение того или иного термина или слова, просить еще раз объяснить непонятные моменты, одним словом «включать дурака».

Атака: «Как вам известно, ученые установили, что все люди должны быть терпеливыми»

Ослабление: «А что вы подразумеваете под словом терпение? Все – все люди? и т.д.»

Ослабление атаки на уровне чувств
Так как, цель неискренних комплиментов заставить вас смутиться, то здесь мы должны научиться спокойно, принимать комплименты. Согласитесь с комплиментом и подтвердите его.

Атака: «Вы так хорошо работаете»

Амортизация: «Спасибо за такую лестную оценку. Последнее время я просто в ударе»

Ослабление атаки на уровне силы
Справиться с атакой на этом уровне поможет метод известного ростовского психотерапевта Михаила Литвака. Принцип его очень прост.

Атака: «Ты, дурак»

Амортизация: «Совершенно с вами согласен!» (Произносится с радостной улыбкой и чувством глубокого восхищения по отношению к собеседнику)

После этого можно еще и вопрос задать, по типу «А как вы это поняли?»

Ослабление атаки на уровне сексуальных отношений
Блокировать эту атаку, можно ссылкой на нормы морали принятые в обществе.

Волобуев Александр. Бизнес тренер «ШИП».

Поделиться статьей

Запись на тренинг

лого

Читать похожие статьи

Стандарты работы с клиентом скачать
Правила переговоров

Стандарты работы менеджера с клиентом

Введение. Цель стандарта: Обеспечить общение сотрудников компании А с клиентами на высоком профессиональном уровне; Выравнить уровень обслуживания и общения работников различных подразделений компании; Общие положения:

Кейс про переговоры
Кейсы

Хитрый способ продажи услуг…Реальный кейс

Реальный кейс про манипулятивные переговоры от нашего студента. …В 10 утра пару недель назад звонок. Официальный силовой голос в трубке спрашивает: «Александр Павлович, у вас

Прокрутить вверх

ЗАПИСЬ НА ТРЕННИНГ

Запись на тренинг