Select Your Style

Choose your layout

Color scheme

Правила и антиправила планирования логистики c Китаем

Правила транспортировки, которые надо учесть до отправки груза

В предыдущем уроке вы изучили и сравнили способы доставки грузов из Китая. В этом уроке эксперты разберут четыре нюанса транспортировки:

  • на что обратить внимание при выборе логистической компании;
  • как обсудить с производителем упаковку товара;
  • что учесть при расчете итоговой стоимости доставки;
  • как заказывать в условиях нестабильных цен.

1. Выбирайте крупную компанию, которая давно на рынке. Многие иностранные контейнерные компании перестали работать с Россией. Из крупных компаний остались китайские Sinokor, Huaxin, Jun An и российская Fesco. Плюс этих четырех компаний – наличие собственных ж/д составов, судов и контейнеров.

Мелких логистических компаний гораздо больше, и при их выборе обращайте внимание на срок работы. Сейчас появилось много компаний, которые зарегистрировались месяц назад. Возможно, раньше они просто работали без регистрации, но тогда уточните это. Если же компания зарегистрирована три-пять лет назад, это хороший знак. К тому же, обычно такие компании предлагают большой ассортимент условий перевозки.

Не пользуйтесь теми логистическими компаниями, которые предлагает китайский производитель. У меня были случаи, когда производитель не доставлял груз, потому что и он, и его логистическая компания оказывались подставными. Если планируете импортировать крупные партии, лучше заключать договор напрямую с Fesco.

Совет Галины Лытовой, владелицы ГК Future Maker Limited

Олег Баранов, сооснователь международной компании Chinese Technologies, при выборе перевозчика советует обращать внимание на размер и уставной капитал компании. Крупные перевозчики с большим уставным капиталом дорожат репутацией и могут урегулировать проблему и без суда. В противном случае на них будут числиться судебные обременения, и это увидят клиенты.

Галина Лытова, владелица ГК Future Maker Limited

Весь груз рекомендую страховать. Многие думают, что контейнер застрахован по умолчанию, но это не так. Оформить страховку можно как у российских, так и у китайских страховых компаний. Страховка составляет один процент от стоимости товара.

⛔️ Заказывать доставку у небольшой молодой компании, которую рекомендует производитель.

✅ Заказывать доставку у крупных поставщиков, которые на рынке уже несколько лет.

2. Проговаривайте с производителем нюансы по упаковке. То, как именно будет упакован товар, важно согласовать заранее. Антон Лепихов, коммерческий директор ТД CHIN-RU, отмечает: китайские предприниматели по умолчанию упаковывают товар минимально. Такая упаковка рассчитана на то, что груз доедет в Россию без форс-мажоров вроде падения контейнера, схождения поезда с путей и пр.

Если товар хрупкий, проговорите все нюансы: например, упаковать надо не в пленку, а в картон плотностью не менее 500 г/м². Если нужны паллеты, согласуйте их высоту, крепление ремнями и пр.

Андрей Захарченко, генеральный директор международной логистической компании «Standard Trade»

В большинстве случаев поставщики знают, как упаковывать их товар. Но при заказе у китайских партнеров лучше себя обезопасить и побыть Капитаном Очевидность, уточнив: «А как вы собираетесь упаковывать наш товар?»

У нас был случай с российской компанией «Канцлер», сетью магазинов мужской одежды, для которой мы ввозили чемоданы. Китайские поставщики решили сэкономить и не проложили между чемоданами воздушно-пузырчатую пленку. Речь идет о комплекте чемоданов: маленький вкладывается в большой; чтобы не повредить их, нужна пленка. Фабрика либо по незнанию, либо сознательно пленку не положила, и часть чемоданов повредилась в пути.

Казалось бы, поставщик чемоданов должен прекрасно понимать, как упаковывать его чемоданы. Мы положились на это, не проговорили детали и потеряли деньги.

⛔️ Оставить упаковку товара на усмотрение производителя.

✅ Заранее согласовать все нюансы упаковки: толщина картона, наличие паллеты и пр.

3. Учитывайте, что итоговый объем груза будет больше фактического. Средний полезный объем 20-фунтового контейнера – 28 м³, а 40-фунтового – 67 м³. Реальные объемы контейнеров больше, но часть пространства неизбежно отнимут пустоты между товаром и упаковка – это влияет на стоимость доставки. Екатерина Савенко, партнер ГФК «Веранда», рекомендует умножать сумму в инвойсе на два или три, чтобы прикинуть итоговую стоимость с доставкой и растаможкой.

Сергей Клюкин, генеральный партнер Quickly

Один мой клиент заказал в Китае 94 светильника стоимостью 13 долл. Клиент заплатил заводу около 1 тыс. руб. за штуку, и на тот момент это было 94 тыс. руб.

Готовые светильники надо доставить. Длина каждого – около полутора метров. Товар легкий, но объемный, и после упаковки партия заняла объем 1,7 кубометра. По тарифам на март 2022-го перевозка одного кубометра стоит примерно 600 долл. Умножаем на 1,7 и получаем тысячу долларов за перевозку, то есть примерно 80 тыс. руб.

Кроме того, коробку со светильниками нужно хорошо упаковать: товар хрупкий и может испортиться от ударов и влаги. Еще порядка 40 долл. ушли на упаковку – 3,2 тыс. руб.

Таким образом, партия из 94 светильников обошлась примерно в 180 тыс. руб., а себестоимость одного светильника составила около 2 тыс. руб. Мой клиент смог получить прибыль, так как светильники продавал по 6–8 тыс. руб. Но в этой истории видно, как важно просчитывать стоимость доставки. Завод отгрузил товар по цене 1 тыс. руб. за штуку, а в России клиент получил товар по цене вдвое больше.

⛔️ Рассчитывать на то, что товар займет в контейнере точно тот объем, который оговаривал поставщик.

✅ Учитывать, что пустоты между товаром отнимут часть объема, и заплатить придется больше, чем планировали.

4. Закладывайте повышение стоимости доставки на 30–50 процентов. Весной 2022-го цены на контейнерные перевозки еженедельно скачут как в сторону повышения, так и в сторону понижения. В связи с колебаниями цен на перевозки дам два совета.

  1. Закладывайте на перевозку 40-фунтового контейнера по железной дороге хотя бы 15 тыс. долл. при текущей стоимости в девять. Не факт, что цена будет такой высокой, но риски есть. Если понимаете, что даже при цене 15 тыс. долл. останетесь в выигрыше, товар можно везти.
  2. Отслеживайте стоимость альтернативных маршрутов и переподписывайте договора с китайскими поставщиками. Например, в текущем контракте у вас есть условие FOB: производитель должен доставить товар до морского порта либо ж/д станции. Однако за неделю до окончания производства вы видите, что цена на морские перевозки резко выросла. Ничего страшного, просто попросите сменить условия с FOB на FCA: доставку груза до другой удобной вам точки.

⛔️ Закладывать на доставку плюс-минус ту сумму, которая актуальна при заказе товара.

✅ Учитывать, что доставка может подорожать до 30–50 процентов и не бояться менять ее варианты даже после заключения договора.

Чтобы закрепить материал этого и предыдущего уроков, ответьте на вопрос лектора.

Самое важное

Для перевозки выбирайте крупную компанию, которая давно на рынке.

Проговаривайте с производителем нюансы по упаковке. По умолчанию товар упакуют ненадежно.

Учитывайте, что итоговый объем груза будет больше фактического: часть места отнимут пустоты между товарами.

Закладывайте повышение стоимости доставки на 30–50 процентов.

Меняйте условия доставки уже после заключения договора с производителем, если найдете более выгодный вариант.