...

Что такое осознанность в консалтинге

Что такое осознанность, и как консультант ее повышает. Размышления вслух.

Если вы спросите процессориентированного психотерапевта, оргконстультанта, что он делает по отношению к клиентам, то очень часто услышите типовой ответ: «Я повышаю осознанность у клиента». После чего у любого разумного человека появится следующий вопрос: «А что такое эта ваша осознанность, как консультант узнает об уровне ее повышения и главное, зачем он ее повышает»?

Здесь ваш собеседник задумчиво посмотрит поверх вас за горизонт и сообщит, что это сложно для понимания обычного человека, для этого нужен личный опыт, и вообще, психология не придерживается операционных определений, так как не относится к точным наукам.  И действительно, психология  относится скорее к области знаний. В психологии нет четких терминов, измеримости, предсказуемости, проверяемости исследований и т.д.

Отсюда возникает ощущение, что осознанность – это некая субстанция, магически дающая ощущения счастья, спокойствия, понимания жизни и окружающих (нужное подчеркнуть), она точно есть, но ее невозможно описать.

Можно, конечно, взять простое определение из буддизма, где осознанность определяется, как спокойная осведомленность о функциях тела, чувствах, содержании сознания или самом сознании, которая играет центральную роль в учении Будды.  Все понятно и лаконично, но такое определение не дашь клиенту из бизнеса, далек он от Будды и просветления. И тем более данное определение не будет принято в психологическом сообществе, так как сообщество считает, что она придерживается научных принципов анализа.

Попробуем рассмотреть понятие осознанности, отталкиваясь от ряда тезисов.

  1. Люди – существа разумные и способны думать. Люди  способны самостоятельно действовать, делая выбор, решая постоянно какую-то дилемму. (Это важный момент. Роберт Сапольский, например, заявляет, что никакой свободы воли нет. Все определяется биологией поведения, онтогенезом, перинатальными событиями, морфологией мозга и т.д.)
  2. Незакрытая потребность (наш любимый гештальт) –  не есть осознанность. Поведение, которое определяется потребностью, не есть осознанное поведение. Нами управляет пирамида Маслоу. Осознанность – это противоположность необходимости.
  3. Действовать осознано – это действовать исходя из  правил, которые я сформулировал для себя через умозаключения, а не подчиняясь автоматически правилам других или природным потребностям. Каждый создает свой свод правил и ценностей, исходя из своей реальности мира. В концлагерях кто-то сжигал людей, потому что ему приказали, а кто-то, потому, что сам пришел к выводу о такой необходимости
  4. Поступать осознанно, не значит выбирать путь максимально быстро приводящий тебя к цели. И это, наверное, один из ключевых отличий работы гештальт-консультанта от бизнеса коуча, который декларирует помощь в поиске самого быстрого решения проблемы.
  5. Осознанность – это не только видеть и уметь сделать выбор, но и умение прогнозировать последствия этого выбора, понимание потерь/цены, которую ты заплатишь за достижение цели.
  6. Осознанность — это еще и выбор цели, не только пути ее достижения, способность менять цель в зависимости от обстоятельств. Действуя осознанно, мы перестаем быть инструментом для достижения целей других, формируем уважение  к себе со стороны других людей, которые подчиняются силе обстоятельств. А иногда и ненависть.
  7. Осознанность – это понимание своего мотива, умения его сформулировать словами. Без внятной обратной связи от клиента мы никогда не поймем, что у него «повысилась осознанность».
  8. Осознанность не есть счастье. Можно осознанно лишить себя жизни и счастья.

Зачем нужна осознанность? Вот здесь все будет строиться на вере и опыте.  Вере в теорию здорового оптимизма, опыт положительных результатов работы с клиентом из этой веры.

Принимая чувственный опыт переживания себя в контакте с кем-то или чем-то, люди учатся расставлять приоритеты и отбрасывать привычное, но навязанное другими. Принять можно только то, что ты можешь увидеть со стороны. Отсюда приходим к выводу, что осознанность невозможна без определенной степени деперсонализации (в большом объеме деперсонализация превращается в расстройство/психическое заболевание).

Действия гештальт-консультанта можно показать на метафоре. Представим яхту, нет, быстроходный клипер  давно бороздящий просторы океана. Его корпус оброс ракушками и водорослями, и все сложнее пересекать океан, снижается маневренность и скорость.. Чтобы избавиться от непрошенных гостей, ненужного балласта, клипер заходит в устье чистой реки, где все ненужное под действие пресной воды отмирает и опускается на дно. Урра! Клипер снова летит над морем, как птица.

А вот какие действия консультанты в организации создают условия для осознанности, это предлагаю вынести в отдельное обсуждение.

Поделиться статьей

Запись на тренинг

лого

Читать похожие статьи

Стандарты работы с клиентом скачать
Правила переговоров

Стандарты работы менеджера с клиентом

Введение. Цель стандарта: Обеспечить общение сотрудников компании А с клиентами на высоком профессиональном уровне; Выравнить уровень обслуживания и общения работников различных подразделений компании; Общие положения:

Кейс про переговоры
Кейсы

Хитрый способ продажи услуг…Реальный кейс

Реальный кейс про манипулятивные переговоры от нашего студента. …В 10 утра пару недель назад звонок. Официальный силовой голос в трубке спрашивает: «Александр Павлович, у вас

Прокрутить вверх

ЗАПИСЬ НА ТРЕННИНГ

Запись на тренинг

Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.