Возьмут кандидата на работу или нет, зависит от его резюме и от того, как он представил себя на собеседовании. В этом уроке вы узнаете, как рассказать о себе так, чтобы работодатель увидел: вы тот сотрудник, который ему нужен. Ваша речь станет ясной и убедительной. Вы научитесь позиционировать себя перед работодателем, и ваши будущие собеседования будут успешными.
После беседы у работодателя должно быть ясное позитивное представление о вас. Ваш образ в голове у работодателя — это и есть персональное позиционирование.
Чтобы сформировать у работодателя ясное представление о себе:
Сначала говорите главное, а потом детали, если работодатель о них спросит. Так будет понятно: кто вы, какие задачи умеете решать лучше других и что вы привнесете в компанию, чего нет в других кандидатах.
Главная мысль вашей речи на собеседовании — это чем вы уникальны и как эта уникальность поможет вам решить проблему работодателя. Чтобы найти свою уникальность, ответьте на вопросы ниже. Составьте речь для собеседования на основе ответов на эти вопросы:
- Какие проблемы работодателя я решу?
- Если меня примут в компанию, почему именно я смогу справиться с этой работой?
- Что есть во мне, чего нет у других кандидатов?
Опишите задачи, которые вы решали ранее. Так работодатель поймет, какие задачи вы способны решить в его компании. Чтобы быть убедительнее, подтвердите ваши слова. Организуйте беседу с рекомендателями, найдите упоминания в публикациях коллег или клиентов о вашем проекте на разных стадиях.
Покажите, как ваши знания и умения улучшат компанию работодателя.
Оценить способности кандидата в зоне «может» помогает кейс-интервью. Интервьюер помещает кандидата в обстоятельства, где тот проявляет или не проявляет интересующее качество. В зависимости от того, какие именно качества вы изучаете, есть несколько вариаций кейс-интервью. Если кандидат не знает, как действовать в ситуации, он не сможет придумать правильный ответ.
Оценить желания и мотивы кандидата в зоне «хочет» помогут проективные вопросы, а также оценка положительных и отрицательных ситуаций в бизнесе.
Подробное описание методов читайте в таблице ниже.
7 методов: как оценить кандидата
Метод | Что спросить у кандидата | Что вы проверите таким методом |
Оценка зоны «может» | ||
Кейс для проверки навыков | «Представьте, что я — ваш сотрудник. Сформулируйте мне цель по SMART, исходя из того, что мне нужно сделать вот это» | Умеет ли кандидат ставить задачи по SMART |
Кейс для проверки обучаемости | «Знакома ли вам технология постановки целей по SMART? Нет? Я кратко расскажу суть и попрошу поставить мне цель согласно методике» | Способен ли кандидат схватывать и тут же использовать на практике новые знания |
Кейс для проверки стрессоустойчивости | «Вам звонит клиент с жалобой, что ему не доставили товар. Товар завис на таможне. Каковы ваши действия?» Кандидат предлагает решение, на что интервьюер говорит, что оно не подходит по некой причине. И так два-три раза | Гибкость кандидата, его целеустремленность, умение находить альтернативы и не опускать руки |
Кейс для оценки нестандартности мышления | Сначала попросите убедить вас, что лучше ездить на велосипеде, чем на автомобиле, а потом в обратном | Скорость переключения: насколько быстро человек переходит от одной стратегии к другой |
Структурированное интервью по компетенциям PARLA | Попросите кандидата рассказать, как он действовал в сложной ситуации. Пусть сделает упор на том, какой вывод он для себя извлек, и что сделает по-другому в будущем | Умеет ли человек делать выводы из своего опыта |
Оценка зоны «хочет» | ||
Метод проективных вопросов | Спросите, что побуждает людей более эффективно работать, зачем нужна карьера или почему люди могут стремиться к постоянному росту заработка | Когда человек говорит о других, он опирается на свой опыт и на самом деле говорит о себе. Поскольку вопросы касаются не лично кандидата, а других людей, он отвечает более расслабленно и правдиво |
Метод «Три плюса и три минуса» | Возьмите любое значимое в бизнесе явление, с которым столкнется кандидат: работа с людьми, командировки, работа в люксовой нише и пр. Предложите назвать по три положительных и отрицательных характеристики каждого | Большинство людей называют не по три, а больше характеристик. Обратите внимание на число ответов: например, кандидат называет один плюс и четыре минуса командировок. Отметьте скорость ответа: что приходит в голову быстрее и с большей долей спонтанности. Изучите также последовательность, в которой кандидат перечисляет плюсы и минусы |