Методология гештальт-подхода, работа с группой

Для всех, кто интересуется коучингом, организационным развитием, проведением стратегических сессий.
Записаться на бесплатную экспресс-диагностику вашей команды можно здесь….

У меня идет второй модуль обучения в «Группе о группах» в ВЕГИ (Восточно-Европейский гештальт-институт). Обучение про ведение групп (как организационных – в большей мере, так и терапевтических) в гештальт-подходе.

В связи с чем хочу поделиться своим конспектом с той очень краткой и емкой теоретической части, которая у нас была.

Философия и метод ведения групп в гештальт-подходе

  1. Феноменологический подход

Интервенция – любая продукция консультанта (слово, молчание, движение тела)

Модальности, в которых может производиться интервенция:

* я вижу (буквально, что видят глаза – позы, перемещения и т.п.). Я вижу, что двое участников большую часть времени сидят с закрытыми глазами

* я слышу (буквально, что слышат уши – громкость, тон, количество голосов и т.п.). Я слышу, что во время обсуждения вопроса о перерыве, голоса становятся тише

* я чувствую (свои чувства в ответ на происходящее в группе). Когда один из участников вышел из круга, я почувствовала раздражение.

* ситуация в группе похожа на (метафора, абстракция). Обсуждение в группе похоже на встречу одноклассников через 20 лет после выпуска – живо обсуждают воспоминания о прошлом.

* обозначить тему диалога – последние 10 минут в группе обсуждаются только вопросы, связанные с обедом.

* обозначить проблему или дилемму

  1. Множественная реальность – интерпретация одного и того же события, явления может быть и почти всегда является разной у разных людей, а также у одного и того же человека в разном состоянии.

Как следствие – неинтерпретативная интервенция (наблюдение – вижу, слышу, чувствую) вызывает наименьшее сопротивление. Чтобы создать подобную интервенцию желательно абстрагироваться от производимого группой контента, его содержания, и наблюдать за происходящим, как будто люди говорят на малознакомом языке.

  1. Экзистенциальность

Три «Е» гештальт-подхода (Sean Gaffney):

Experiment

Experience

Existence

Основные экзистенциальные темы:

* Отсутствие самоочевидного смысла жизни. Личность ответственна за образование этого смысла.

* Смерть

* Одиночество

  1. Диалог

Близость с человеком можно прожить только тогда, когда тебе от человека ничего не надо. Если у нас с тобой есть дело, проект, план, то это может помешать нашей настоящей человеческой встрече двух индивидуальностей, разных и похожих.

Диалог подразумевает, что нам друг от друга ничего не надо, не пытаемся добиться друг от друга чего-то и как-то использовать друг друга. У меня не должно быть планов на тебя, кем тебе стать, как тебе развиться. Рассказывать что-то хочется тому, у кого нет планов на тебя.

Гештальтист обязан осуществлять НЕдеяние и не осуществлять деяние. Это возвращает группе ответственность за происходящие события. Минимизация управленческого вмешательства.

Литература – Мартин Бубер, «Я и ты»

  1. Теория поля

Смыслообразование происходит только в связке фигуры и фона. Отдельно в фигуре и отдельно в фоне смысла нет. Меняя фоны, можно получать разные смыслы для фигуры.

Литература – Малкольм Парлет, статья «Раздумья о теории поля»

Курт Левин «Теория поля в соц.системах»

Эдвин Невис «Организационное консультирование. Гештальт-подход»

  1. Уменьшение управленческого воздействия

Чем меньше вмешательство консультанта, тем потенциально больше шансов у системы вырасти через то, что она проявляется и замечает свои особенности.

Системы и группы имеют право на свое существование как нечто целое, а не сумма индивидов.

Если группе дать внимание и не вмешиваться (инструкции, конкретные задачи, правила), то она способна самоорганизоваться.

Из моего опыта основная предпринимательская функция – драйвить бизнес. В этом контексте эта функция раскрывается полнее для меня – давать внимание команде, направлению ее движения, окружению. И зачастую этого действительно достаточно, чтобы команда сама активно двигалась и развивалась. И наоборот, отсутствие внимание предпринимателя к бизнесу практически неизбежно приводит к его стагнации и унынию.

Минимизация управленческого воздействия вызывает тревогу у участников – необходимо оценивать риски.

  1. Симптом – это ответ системы на вызовы среды, проявление, которое беспокоит систему (например, недоверие в коллективе).

Работа основывается на вере в то, что в каждый момент времени система находится в оптимальном в текущих условиях для себя состоянии. Мы точно do our best из всего, что возможно. И если при этом текущий результат нас не устраивает, то первый вопрос состоит не в том, как изменить это состояние, а в том, как система попала в это состояние, что привело ее к такому результату, исходя из того, что она его выбрала, сочла его оптимальным для себя. В чем красота этой ситуации для системы? От чего она спасается этим симптомом?

Системе тяжело фокусироваться на том, что есть сейчас. Она уходит в прошлое и винится, смотрит в будущее и тревожится. Нужно остановиться и посмотреть (гештальтистски – см. предыдущие принципы), каким именно образом мы попали в такой текущий момент.

Вариантом избегания смотреть в настоящий момент является найм изменяющего персонала (коучи, тренеры и т.п.).

Задача гештальтиста в группе – прояснить, повысить осознанность по отношению к настоящему моменту, призвать к вниманию «Как это работает сегодня», не избегая и не замещая подходом типа «давайте говорить о будущем». После этого у системы появляется выбор – меняться ей из этого состояния или нет. Консультант никогда не знает, куда группе идти.

  1. Принцип реализма

Реальность всегда дана в ощущениях

Маргарита Деминская.

Поделиться статьей

Запись на тренинг

лого

Читать похожие статьи

Стандарты работы с клиентом скачать
Правила переговоров

Стандарты работы менеджера с клиентом

Введение. Цель стандарта: Обеспечить общение сотрудников компании А с клиентами на высоком профессиональном уровне; Выравнить уровень обслуживания и общения работников различных подразделений компании; Общие положения:

Кейс про переговоры
Кейсы

Хитрый способ продажи услуг…Реальный кейс

Реальный кейс про манипулятивные переговоры от нашего студента. …В 10 утра пару недель назад звонок. Официальный силовой голос в трубке спрашивает: «Александр Павлович, у вас

Прокрутить вверх

ЗАПИСЬ НА ТРЕННИНГ

Запись на тренинг